по закону мерфи
все, что должно пойти не так – пойдет
на минуточку представим
абитуриент – подросток 16-18 лет; вроде уже готов ко взрослой жизни, но кто из нас реально в этом возрасте был готов? я точно нет
и ты такой немножечко как мяско на убой
и чувствуешь себя примерно так же: холодный, мокрый, весь какой-то неуклюжий, красный. может, к черту это все?
вокруг тебя еще 9 человек с похожим вайбом. и хорошо, если среди них нет той самой отличницы-самородка-звездочки, которая во всех студиях в городе отучилась, комиссию поименно знает, поет, танцует, жонглирует антикварными чашками на ходулях и совершенно не волнуется
и вас всех скопом в черный черный кабинет
ваш первый театр (если повезет) или обычную аудиторию с люто неудобными стульями
кстати, это удивительно, но ни в одном театральном институте на моей памяти не было удобных стульев. вероятнее всего, это какой-то негласный гост
и на этих испуганных детей смотрят 5-6 дедушек и бабушек
и тут я даже не могу сказать, что лучше – когда смотрят и ты ощущаешь кожей, как им плевать или когда не смотрят вообще
поверьте, комиссии просто по барабану
когда они видят абитуриента первый раз – им очень все равно. и в силах ребенка как-то на эту ситуацию повлиять
не программой, не четкой речью, не красивой юбкой или крутыми вывернутыми косичками, которые мама плела все утро. а тем, что есть шанс показать настоящего человека
он скрывается под толщей «как надо» в каждом абитуриенте и именно этого человека я всегда на всех этапах обучения старалась доставать из каждого своего ученика
и он прекрасен, этот самый человек. обычно он нелепый до хохота; поэтому негласное правило чтения любого материала – смеялись, значит все ок
значит абитуриент задел душу, вызвал реакцию; заставил комиссию забыть, что у них на обед и как сильно крутит живот от американо из автомата на первом этаже
но искусственно эту реакцию вызвать не получится, даже если ребенок обложится самыми смешными текстами Зощенко и Тэффи
нужен вот этот маленький, несуразный, честный, очень открытый и эмпатичный или наоборот – колючий и упрямый, но живой
и если абитуриент его покажет хоть в басне, хоть в стихе, хоть в прозе – это успех. это гарант того, что вас увидели, услышали, восприняли
обычно после этого абитуриента начинают крутить и рассматривать. тут сильно важно не спасовать. но, по моему опыту наблюдателя – почти невозможно
потому что подросток чувствует, что он понравился и начинает педалировать свой успех. спойлер: искусственно он не воссоздается, поэтому крайне важно и ровно так же сложно – на всех турах вступительных испытаний быть собой
нужен ли абитуриент такой, какой он есть, именно здесь и сейчас этому вузу и этому мастеру в конкретную мастерскую – вопрос, на котором сам ребенок не должен концентрироваться вообще никогда
тут уже вступают в игру мастера театральных вузов, которые исходя из личного опыта, взглядов на искусство, вселенского замысла – выбирают, кому то или иное дарование достанется и для каких целей
задача абитуриента – просто быть собой
сложнейшая задача; почти не выполнимая